Общие положения
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.
Основными целями образовательного учреждения являются формирование
общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности,
духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
Задачей образования является создание условий для воспитания,
становления и формирования личности обучающегося, для развития его
склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют
все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач
воспитания принадлежит классному руководителю.
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном
учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «на педагогического работника с его
согласия могут возлагаться функции классного руководителя по
организации и координации воспитательной работы с обучающимися в
классе».
Классный руководитель назначается с согласия педагогического
работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на
основании решения педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет
заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по
воспитательной работе.
Класс – это группа обучающихся, как правило, одного возраста,
осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным
планом общеобразовательного учреждения.
Наполняемость классов
В соответствии с Типовыми положениями о типах образовательных учреждений наполняемость класса должна составлять:
· 25 и более обучающихся:
o в общеобразовательных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях;
o в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
o в группах учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
· 20 и более человек:
o в общеобразовательных школах-интернатах;
o в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
o в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
· до 12 человек:
o в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
o для слабовидящих и поздноослепших детей;
o для детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
o для детей, имеющих задержку психического развития;
o для умственно отсталых детей;
· до 10 человек:
o в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением;
o в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
o для слабослышащих и позднооглохших детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
o для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
o для глубоко умственно отсталых;
· до 8 человек:
o для слепых детей;
· до 6 человек:
o для глухих детей;
o для слабослышащих и позднооглохших детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
· до 5 человек:
o для умственно отсталых детей, имеющих сложные дефекты.
Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи классного руководителя:
1) формирование и развитие коллектива класса; 2) организация системной работы с обучающимися в классе; 3) создание
благоприятных психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого ребенка, его
самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей; 4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 5) защита прав и интересов обучающихся; 6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками; 7) формирование здорового образа жизни; 8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей; 9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного
учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных
задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного
учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения
своих функций классному руководителю надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности, владеть современными технологиями
воспитания.
В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать
уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их
жизни.
1. Организационно-координирующие
· Разработка
плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния
и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результата
воспитывающей деятельности.
· Установление
контактов с родителями (законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного образования).
· Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.
· Организация
в классе образовательного процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива.
· Организация
воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий.
· Стимулирование
и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через
систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки,
конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
посещение театров, выставок).
· Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования.
· Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– сотрудничество с медицинским персоналом школы; – организация просветительской работы с обучающимися, учителями и родителями; – воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом.
· Организация
изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного
движения, безопасного поведения в городе, в быту, на воде.
· Обеспечение
охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.
· Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.
· Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.
· Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии.
· Ведение
документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление
проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.
· Еженедельное проведение классных часов и родительских собраний раз в четверть.
· Организация
дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой,
коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного
учреждения.
· Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
· Забота о внешнем виде воспитанников.
· Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи.
· Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные
· Регулирование межличностных отношений между обучающимися.
· Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.
· Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.
· Оказание
помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в
решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями,
родителями.
3. Аналитико-прогностические
· Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
· Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся.
· Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
4. Контрольные
· Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.
· Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
· индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);
· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
· коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
· определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
· учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
· обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки деятельности классного руководителя
1. Критерий результативности
Отражает уровень социального развития обучающихся:
· уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;
· успеваемость учеников класса (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей класса);
· комфортный психологический климат обучающихся.
2. Критерии деятельности
Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:
· наличие установленной для классного руководителя документации;
· ведение документации в соответствии с требованиями:
– план воспитательной работы, постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы; – классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях; – регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков; – психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.
· Организация воспитательной работы с обучающимися:
– массовые воспитательные дела класса; – участие классного коллектива в общих делах школы; – организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии); – развитие ученического самоуправления; – социальная защищенность учащихся; – умение разрешать конфликты (ученик-ученик, ученик-учитель); – вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность.
· Активная деятельность классного руководителя:
– участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города; – профессиональное
общение с педагогическими работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими участниками образовательного
процесса и общественностью.
· Работа с родителями:
– организация совместных с родителями мероприятий; – изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.
Источник: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200601807 |