Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS


МЕНЮ САЙТА


КАТЕГОРИИ
Интернет-урок [31]
Советы психолога [22]
Для вас, ребята! [10]
Методическая копилка [4]
Советские мультфильмы [0]
Художественные фильмы [2]
Зарубежные мультфильмы [0]
Современные русские мультфильмы [0]
Наши именинники [0]
Наши успехи [1]
Приметы осени [1]
Календарь погоды [0]
Картинная галерея [1]
Поэтическая тетрадь [1]
Оч.умелые ручки [0]
Игры онлайн [0]
Дизайнер [1]
Друзья сайта [1]
Эссе [1]
Портфолио учителя [0]
Об учителе [1]
День Здоровья [1]
Конкурсы [4]
Что должен знать ребёнок [1]
Обучение грамоте [3]
Письмо [3]
Математика [4]
ОЗОМ [0]
Рекомендации по занятиям с детьми [3]
интернет-конкурсы [0]
Поэтическая тетрадь. Зима [1]
Приметы зимы [1]
Мы учимся [1]
Здесь находятся материалы, которые могут просматривать непосредственно родители и учащиеся 1 "Б" класса МОУ "СОШ №33" п.Яйва
Страничка учителя [1]
Знакомьтесь, это мы [0]
Планета знаний [1]
Поиграем? [1]
Слова благодарности [1]
Расписание уроков [1]
Ералаш [9]



ФОРМА ВХОДА



ПОИСК



СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 Каталог статей
Главная » Статьи » Советы психолога

Как, кого и когда наказывать
Психолог Светлана Иевлева считает, что наказания – необходимый элемент воспитательного процесса, но оправданы они только в том случае, если все другие меры не имели успеха.
Почему наказания являются практически неотъемлемой частью воспитания, универсальной для всех времен и народов? Дело, конечно, не в такой странной традиции родителей всего мира, а в том, что все дети обладают одним схожим качеством. Буквально с годовалого возраста, как только начинают уверенно стоять на ногах, они стремятся проявить самостоятельность во всем.
По мере взросления тяга эта только увеличивается – и это абсолютно нормально. В том, что дети хотят большей независимо­сти от взрослых, и заложена основа их развития. Но поступки, которые они совершают при поиске границ самостоятельности, далеко не всегда могут нас радовать. Более того, иногда они совершенно выходят за рамки дозволенного в обществе или нашей отдельно взятой семьи.
Наказания – это, по сути, и есть определение этих рамок ограничения для ребенка в принятии решений. Однако оправданы они только в том случае, если все другие воспитательные меры не имели успеха.

Правила проведения
Многих родителей волнует вопрос – как именно наказывать детей? Что именно можно сделать, чтобы ребенок понял – то, что он делает, является недопустимым?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Считается, что можно запретить в качестве наказания какое-то занятие, которое нравится ребенку. Например, поход в кино или компьютерные игры. Но сказать, что для всех это будет действенной мерой, нельзя. Все зависит от характера, возра­ста и уже сложившихся отношений в семье.
Можно ли бить ребенка?
По этому поводу тоже есть разные мнения. Сами дети не оценивают это наказание как самое ужасное (под словом «бить» имеется в виду чувствительное, но не сильное рукоприкладство, а не нанесение телесных повреждений). Более того, оно позволяет им сбросить с себя чувство вины и даже обидеться на родителей.
Что действительно недопустимо в качестве наказания – бойкот и отвержение: «Ты больше мне не сын! », «То, что сделал, настолько ужасно, что я буду помнить об этом всегда и никогда тебя не прощу!» Вот это, пожалуй, слишком жестоко по отношению к ребенку любого возра­ста – насколько бы ужасен ни был его поступок.
За что именно наказывать – тоже важный во­прос. Вы уверены, что проступок стоил принятия таких мер? И не бывает ли так, что, наказывая ребенка, вы просто проявляете раздражение? Может, сам ребенок и не имеет никакого отношения к вашему состоянию, а вас просто выводят из себя конфликты на работе, неважное самочув-
ствие, неудачный день, а сын или дочь просто попадается под горячую руку?
Применять наказания можно только после того, как вы неоднократно объяснили правила поведения и уверены, что ребенок их понял. И, конечно, он должен знать, за что его наказывают.
Позаботьтесь сами о том, чтобы количество наказаний сводилось к минимуму. Старайтесь предусмотреть возможные проступки и обратить внимание ребенка на это. «Ты можешь забыть, что нужно вернуться домой в девять, так что давай я тебе позвоню», – такой договор вполне возможен с подростком, так как в этом возрасте общение с друзьями становится невероятно значимым.
И, конечно, не стоит провоцировать ребенка на поступки, которые потом потребуют наказания. Если вы оставляете
13-летнего сына одного на неделю и при этом разрешаете пригласить друга – не стоит ругать его потом за беспорядок. Радуйтесь, что не произошло ничего более неприятного.
Очень часто наказания бывают абсолютно бессмысленными. Например, в случаях, когда наказывается поведение, разрешенное взрослым. Когда родители сами приходят домой, во сколько хотят, и при этом не отчитываются ни перед кем, наказывать ребенка за опоздание с улицы можно сколько угодно – он все равно будет вести себя так же, как взрослые.

Будьте осторожны!
Наказания могут привести к хорошим результатам, если в воспитательной системе семьи они занимают незначительное место, бывают действительно заслуженными и при этом не отнимают у ребенка ощущения, что его любят и желают ему добра. В других случаях наказания могут только отрицательно по­влиять на развитие детей и на отношения в семье.
Постоянные наказания за малейшие проступки, как и вообще излишняя строгость в воспитании, приводят к зависимости, несамостоятельности и неумению принимать решения. Такие люди даже во взрослом возрасте стараются избегать неудач и мало проявляют активность в чем бы то ни было. А с такими установками достичь успеха очень трудно. Так что подумайте, так ли важно для вас, чтобы ребенок был послушным.
В подростковом возрасте результатом строгих наказаний может быть самый настоящий бунт. Причем бывает это и у детей, которые до того боялись, что называется, слово сказать.
«В тихом омуте черти водятся», – говорят окружающие в этом случае. Но, на самом деле, просто наступил предел терпения, который бывает не только у взрослых.
Чем больше наказаний, тем сложнее строить теплые доверительные отношения. Да, ребенок может быть послушным, может не повторить свою ошибку, но, если при этом он руководствуется страхом, – мы не можем быть уверены в его психологическом благополучии.
Строгость приводит к тому, что люди начинают врать, причем касается это и детей, и взрослых. Ведь не остается выбора: если никакие объяснения не принимаются, приходится обманывать, чтобы избежать наказания.

Особые переживания
Часто от наказаний страдают и сами взрослые. Прежде всего от чувства вины перед ребенком и жалости, которые возникают сразу после свершившегося «возмездия». К таким угрызениям совести склонны родители, которые сами по характеру очень впечатлительны и ранимы. Они долго помнят неприятности такого рода из своего детства и считают, что их ребенок страдает не меньше. Изменить эти переживания существенно вряд ли возможно – как и любые другие особенности характера. Но не позволяйте эмоциям управлять своим поведением. Дети быстро понимают, как воздействовать на взрослых, – и с каждым разом такие ситуации будут становиться еще сложнее. Доброта и мягкость тоже не идут на пользу, если они переходят все разумные границы.
    
Восстановление мира
По какому бы поводу ни состоялось наказание, необходимо как можно скорее восстановить мир в семье.
Ничего страшного, если вы и возьмете на себя эту миссию – подойдите к ребенку, поговорите… Можно просто так, о чем-то, не относящемся к недавнему событию.
Если вы не сдержались и накричали на ребенка, то стоит извиниться. Вы не упадете в его глазах – совсем наоборот, ведь только действительно умные, справедливые люди могут извиняться. Объясните, почему вас так возмутил поступок, почему вы так вышли из себя. Больше старайтесь говорить о своих чувствах, а не о поступке, который уже совершен.
Не стоит постоянно напоминать ребенку о его промахах. Напротив, стоит проявлять доверие и в следующий раз.
Демонстрируйте ребенку свою любовь, не зависящую ни от чего. Это главное условие воспитания и залог того, что ребенок будет стремиться быть лучше.


Источник: http://www.za-partoi.ru/archive/?article=162&rub=51
Категория: Советы психолога | Добавил: учитель (20.01.2010)
Просмотров: 1441 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 2
2  
Интересная тема

1  
Все стильно сделано

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя начальных классов Мальцевой Е.В. МБОУ "СОШ №33" п.Яйва Пермского края
ДРУЗЬЯ САЙТА
С нашими друзьями можно познакомиться на странице

Конструктор сайтов - uCoz