Источник: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800703
4-й класс
Кораблики
Как только всходило солнце, Светлана
выбегала во двор и тоненько звенела:
– Доброе утро, ручеёк! Ты уже проснулся?
– Трюли... – отвечал ручеёк, подпрыгивая и
весело поигрывая солнечными зайчиками.
Присев на корточки, девочка зачерпывала
ладошками синюю воду, плескала себе в лицо.
Разлетаясь,
брызги сыпались обратно в ручей.
Когда мать уходила в лес проведывать старого
больного лесника и звала дочь с собой, Светлана
отговаривалась:
– Мамочка, я возле ручейка побуду.
Светлана всегда нетерпеливо ждала прихода весны.
Выбегала на заснеженное поле перед хатой,
прислушивалась.
Каждую весну, лишь только сходили голубые снега,
ручей приносил к дому Светланы причудливые
кораблики из толстой древесной коры. На них
торчали спичечные мачты. Они гордо несли жёлтые,
трепещущие под весенним ветром флаги из сухих
листьев.
Девочка задерживала флотилию, исправляла всё,
что пострадало во время путешествия, и пускала её
дальше в путь. Кто посылал кораблики? Кому?
(И. Костыря)
Вопросы и задания
1. Какую радость приносила весна
девочке?
2. Как ты думаешь, кто посылал девочке весенние
приветы?
Кижи
Лето прошлого года я провёл в Карелии.
Невдалеке от нашей деревни, на одном из соседних
островов, находилось селение Кижи – несколько
домиков, разбросанных по берегу, пароходная
пристань, а прямо над ней на высоком пригорке –
старинная, рубленная из брёвен церковь о
двадцати трёх куполах.
Эта церковь – замечательный образец
древнерусской архитектуры и бережно охраняется
как памятник старины.
Селение Кижи было видно прямо из окна, и я, сидя
дома, часто любовался им.
Но особенно красиво бывало по утрам, когда я ещё
задолго до восхода солнца отправлялся на
рыбалку.
На прозрачном нежно-розовом фоне зари чётко
вырисовывались контуры древнего храма и силуэты
кряжистых северных домов.
И как удивительно всё это гармонировало с
огромными серыми камнями на берегу, прозрачной
далью, старыми, поредевшими соснами, с плеском
воды, криками гагар на озере, со всей картиной
угрюмого дальнего севера...
Стоя на берегу, я смотрел, как над озером, над
островами, над всем этим суровым краем тихо
занималась заря.
(По Г. Скребицкому)
Вопросы и задания
1. Почему север автор назвал угрюмым,
серым?
2. Чем север поразил и удивил писателя?
Брусничный кустик
Прижался к старому гнилому пню
брусничный кустик.
– Не спеши мимо, – говорит. – Наклонись ко мне.
– Да у тебя ягод мало.
– Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что
я старенький.
– Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
– Ну и что же... Я давнымдавно родился. Когда
тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это
сотни лет назад было...
– Сотни лет?!
– Сотни... Молодые сосны к небу подымались.
Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом
и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили.
Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
– Значит, дольше всех деревьев?
– Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И
вот уже новые сосенки подымаются...
– Выходит, ты им дедушка?
– Я им прадедушка. И всё равно засыхать не
собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом
прячу. Весной белорозовые цветочки распускаю. Их
поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод
тебе и протягиваю...
– Спасибо, прадедушка!
– На здоровье, правнучек.
(Э. Шим)
Вопросы и задания
1. Как кустик уговаривал прохожего
съесть ягодку?
2. Что интересного узнал прохожий о маленьком
брусничном кустике?
ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ
Вишнёвая ветка
Однажды под Новый год Лена принесла в
класс длинный тонкий свёрток, закутанный в
тёплый платок. Она осторожно развернула свёрток,
и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую
вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными
зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на
улице мороз, ветер.
Все смотрят, поверить не могут: разве цветут
вишни в декабре?
– Не цветут,– ответила Лена.– Мы с мамой
поставили веточку в воду и ждали.
Долгодолго ждали, целый месяц. Она и расцвела.
Ольга Сергеевна принесла из учительской
кувшин с водой и сказала:
– Давай, Каштанова, поставим веточку на
окно. Пусть её солнышко согреет.
Лена загородила веточку и быстро проговорила:
– Нетнет, это Лидии Алексеевне... Я хотела
положить на крыльцо, а там снег. Веточка
замёрзнет... – От волнения у Лены показались даже
слезы, но она договорила, что хотела сказать: –
Лидия Алексеевна меня Леной называла.
В классе почти все забыли свою первую
учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех
пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены
все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила
с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая
пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она
каждого называла по имени.
Ольга Сергеевна почемуто вздохнула и сказала
не так громко, как говорила обычно:
– Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии
Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень
обрадуется. Редко кому дарят на Новый год такие
подарки. А сейчас давай поставим веточку в
кувшин, чтобы она не завяла.
Ольга Алексеевна глядела то на вишнёвую ветку,
то на Лену, и глаза её теперь были не просто
большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии
Алексеевны.
(В. Путилина)
Вопросы и задания
1. Какой подарок приготовила Лена
своей первой учительнице?
2. Что вспоминали дети о Лидии Алексеевне?
3. Что поняла Ольга Сергеевна, глядя на своих
учеников? |