Что нельзя говорить школьникуАвтор: Надежда Филиппова, школьный психолог
«Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки».
Конечно,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой — круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи
абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты.
Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов
ребенка, его умений и способностей.
Кстати, круглые отличники часто не могут
разобраться, какая область знаний для них действительно интересна
и ценна. Ведь им приходится быть «на уровне» и по физике, и по
литературе, и по биологии.
На самом деле такая категоричная родительская
требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять
свои силы и время, ориентируясь на важность работы.
Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов
и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные
дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику
самому решать, что для него нужнее: «5» и по истории, и по физике или
«5» по истории, «4» по физике и баскетбольная секция по субботам.
«Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания».
В самом деле, энтузиазм первоклассника угасает уже
на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем
нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать
на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.
Может быть, слишком легкие задания и вашему гению
пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные
«занимательные» математики, биологии, истории и прочую вспомогательную
литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.
Детское «мне скучно» может также означать и то, что
не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить,
в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.
«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».
Так думают многие родители и требуют от школьника
сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле чем дольше
ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него
остается в голове.
Медики считают, что первоклассники должны тратить
на домашние задания 1 час, второклашки — 1–1,5 часа.
В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов,
в пятом-шестом — 2–2,5, в седьмом — около 3-х, а в старших классах —
около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые
полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут — на 15 мин.
Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что
он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его
этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да,
лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час
«покрывает» три вечерних, и утром информация усваивается лучше.
«Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит».
Действительно, если ребенок справляется без труда с заданиями,
начинает казаться, что их выполнение — напрасная трата времени.
И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания
на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение
«занудных примерчиков и простеньких упражнений» воспитывают
усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.
Поэтому не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться
с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому,
что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть
в скучном маленьком задании часть интересного большого.
«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется».
Когда мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они
и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной
причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более
гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть
не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск
родителей.
Хотя и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что
не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя,
следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице.
Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после
праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он
поймет, что внеурочные выходные — это приятное исключение и не может
стать правилом?
Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.
«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем».
Мы чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя
на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы
идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо,
злятся вместе с ним на «тупую училку» или на «бестолкового лодыря»
вместе с учителем.
Под мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что
ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего
подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка,
а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью
разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для
него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.
«Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу».
А между тем посещение таких собраний для самого ребенка не менее
важно, чем для учителя. Это внимание и забота, «величину» которых
он может сравнить с «размером», достающимся его одноклассникам. Дети,
чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя
словно обделенными в любви.
Вторая причина, по которой стоит «осчастливить» своим появлением
классного руководителя, — избавить ребенка от участия в денежных
разборках. Не секрет, что сегодня школьные сборища — это в том числе
и поборы. Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый
раз, приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку
опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану
драгоценной школы, подарки для учителей и прочие классные нужды.
Источник: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1933 |