Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS


МЕНЮ САЙТА


КАТЕГОРИИ
Интернет-урок [32]
Советы психолога [22]
Для вас, ребята! [10]
Методическая копилка [4]
Советские мультфильмы [0]
Художественные фильмы [2]
Зарубежные мультфильмы [0]
Современные русские мультфильмы [0]
Наши именинники [0]
Наши успехи [1]
Приметы осени [1]
Календарь погоды [0]
Картинная галерея [1]
Поэтическая тетрадь [1]
Оч.умелые ручки [0]
Игры онлайн [0]
Дизайнер [1]
Друзья сайта [1]
Эссе [1]
Портфолио учителя [0]
Об учителе [1]
День Здоровья [1]
Конкурсы [4]
Что должен знать ребёнок [1]
Обучение грамоте [3]
Письмо [3]
Математика [4]
ОЗОМ [0]
Рекомендации по занятиям с детьми [3]
интернет-конкурсы [0]
Поэтическая тетрадь. Зима [1]
Приметы зимы [1]
Страничка учителя [1]
Знакомьтесь, это мы [0]
Планета знаний [1]
Поиграем? [1]
Слова благодарности [1]
Расписание уроков [1]
Ералаш [9]



ФОРМА ВХОДА



ПОИСК



СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 Каталог статей
Главная » Статьи » Советы психолога

Волшебная сила похвалы

Волшебная сила похвалы

Автор статьи: Мария БАУЛИНА

Есть распространенное мнение, что похвала – это «сюсюканье», которое балует и портит детей. Однако еще известный физиолог Павлов и его ученики, проводившие эксперименты на животных, показали необходимость поощрения для лучшего понимания того, какие поступки являются приемлемыми, а какие – нет.
Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках
в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.
Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.
Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха.

Молчание – знак согласия
Некоторые родители принимают хорошие поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию. Такие взрослые требовательны, очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении.
Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей. В то же время, они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «Человека в футляре» просто недохвалили в детстве.
Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогиче­ское воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей. Если вы замечаете, что в силу особенностей своего характера, постоянных проблем и бешеного ритма жизни не можете найти в себе силы, чтобы лишний раз улыбнуться ребенку и подбодрить его, по­старайтесь изменить свой стиль воспитания с помощью простых советов.
1 Чаще представляйте себя на месте ребенка и вспоминайте себя в его возрасте. Хотели ли вы, чтобы вас в подобной ситуации похвалили? Было ли обидно, когда родители игнорировали ваши успехи?
2 Не бойтесь сами хвалить себя каждый раз, когда вы смогли выразить свою любовь к ребенку и одобрение его поступков. Именно в этот момент вы справедливый и мудрый родитель, а не тогда, когда ругаете свое провинившееся чадо. Одной похвалой вы сможете пред­отвратить череду проступков, вызванных плохим настроением ребенка или его неуверенностью в себе.
3Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями.
4 Старайтесь получать радость от теплых слов, сказанных другим.

 

Большие заслуги
Большинство зарубежных и отечественных психологов сходятся во мнении, что хвалить (впрочем, как и осуждать) нужно не самого ребенка, а его поступки. Взяв это правило на вооружение, некоторые родители предпочитают не нарушать его ни при каких условиях. В результате ребенка хвалят за хорошие отметки или вымытую посуду, и у него складывается стойкое впечатление, что любовь родителей нужно заслужить. Не слыша никогда ни от папы, ни от мамы «Ты умный, красивый, добрый», ребенку трудно сформировать адекватное представление о себе. Не имея постоянной точки отсчета в виде осознания своей уникальности для родителей, малышу приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других. Отсюда возникают повышенная тревожность, неуверенность
в себе и страх потерять родительскую любовь после полученной двойки. Поэтому не стоит избегать похвалы личных качеств ребенка. Пусть слова одобрения будут сказаны просто так, независимо от его поведения. 
Если вы считаете, что похвала должна быть заслуженной, постарайтесь найти косвенные поводы для нее:
1 Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя.
2 Подчеркивайте значимость для вас и для ребен­ка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас второклассник – совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»
3 Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.

Похвала без границ
Разве бывает слишком много любви, ласки и признания?
И могут ли они испортить детей? Постоянно слыша вокруг себя восторженные возгласы, малыш невольно привыкает к этому и испытывает жестокое разочаро-
вание, сталкиваясь с более трезвой оценкой чужих людей. Если похвала проявляется в форме
противопоставления другим детям, у ребенка формируются
такие черты характера, как эгоцентризм, снобизм, демонст­ра­тивность. Он старается все делать напоказ, ожидая все новых и новых дифирамбов в свой адрес.
Но случается и обратное: утопая в атмосфере обожания, дети перестают реагировать на по­хвалу, отмахиваясь от любящих родственников, как от льстивой прислуги, и стараются все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на те случаи, в которых не следует хвалить ребенка.
1 Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!» Если в воспитании малышей такой педагогический прием оправдан, то школьникам он привьет безответственность.
2 Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие. В другой раз ребенок вам не поверит.
3 Когда стремитесь успокоить ребенка и противопо­ставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.
4 Когда вы хвалите школьника за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.



Источник: http://www.za-partoi.ru/years/1164/?article=150
Категория: Советы психолога | Добавил: учитель (30.07.2009)
Просмотров: 960 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя начальных классов Мальцевой Е.В. МБОУ "СОШ №33" п.Яйва Пермского края
ДРУЗЬЯ САЙТА
С нашими друзьями можно познакомиться на странице

Конструктор сайтов - uCoz