Надо ли учить детей давать сдачи?
Перед
самыми каникулами в школьном коридоре я услышала разговор двух мам. Они
обсуждали, что делать ребенку, если его обзывают или задирают. «Пусть
дает сдачи. Раз ударит – больше не полезут. Вспомни, мы все дрались в
детстве», – говорила одна, а вторая не соглашалась: «Нельзя на кулак
отвечать кулаком». Так, ни о чем не договорившись, они и разошлись.
Каково же детям? Как они должны поступать? Ведь и взрослые в
конфликтных ситуациях не всегда демонстрируют позитивные примеры
поведения.
Зачастую дети обзываются и задираются, чтобы увидеть реакцию другого.
Или они хотят пригласить к игре, но не знают как. И чем ярче ребенок
реагирует на выходки в его адрес, тем больше к нему лезут: интересно
же! Человек злится, не умеет справиться с гневом – на нем и срываются,
хотя вроде драться никто и не планировал.
Тогда, может быть, эффективен другой вариант – уход? Тот, который
предлагала вторая мама? Уйти в ответ на обзывание, просто «не обращать
внимания на обидчиков», не подкреплять их реакции? Или, как теперь
часто советуют, свести все к шутке, отговориться/договориться и даже…
(высший пилотаж!) рассказать о своих чувствах и попросить в другой раз
так не делать?
Мы разговариваем об этом с ребятами, и оказывается, не так-то все и просто.
Сережа: «Не надо давать сдачу в виде обзываний и драк – это
ни к чему хорошему не приводит. Ведь мой обидчик будет отвечать снова и
снова. Я пробовал давать сдачу, но это приводило к еще более крупным
дракам. А потом я перестал обращать внимание на обзывания и приставания
ко мне, и вы знаете, все прекратилось, ко мне перестали цепляться. А
раньше даже в школу ходить не хотелось».
Лена: «Меня обзывают и обзывают. Я стараюсь не реагировать, но надо мной издеваются снова и снова. Все советы не помогают».
Аня: «Я знаю эти советы и пытаюсь их использовать. Но я их
как-то неправильно применяю, вот, наверно, и не получается ничего
хорошего. Мне трудно дать отпор, может, потому, что боюсь доставить
неудобство».
Правильно. Дело не в самих действиях, а в том, что за ними стоит:
чувства, надежды, установки. Если мы говорим и даже делаем все, как нас
учат, а чувствуем неуверенность в себе, то все наши попытки будут
неуклюжи, и желание противника продолжать «доводить» только усилится.
Но если человек действует так, будто поступки другого его не задели,
если он уверен в себе, может безобидно пошутить или использовать
детскую отговорку, то в следующий раз сцена вряд ли повторится.
Теперь родителям нетрудно догадаться, что делать, если ребенка задирают
или обзывают в школе, на улице. Надо помогать ему укреплять веру в
себя, поддерживать его достоинство и самоуважение. Труд повседневный,
кропотливый, но более эффективный, чем простые советы: бей или отойди в
сторону.
Легко сказать, но где взять смелость, чтобы начать уважать собственного ребенка?
Источник: http://materinstvo.ru/art/1840/ |