Страсть украсть
Сила притяженияПеред началом урока Катя показала одноклассникам новую ручку,
которую папа привез ей из командировки, — настоящее чудо канцелярской
промышленности. Дети по очереди испытывали луч-указку на ее конце. Но когда девочка захотела поразить воображение подруг
из параллельного класса на «продленке», ручки в пенале не оказалось.
Катя несколько раз осмотрела все отделения рюкзака, заглянула под стулья и парты, даже сбегала в столовую, хотя была уверена, что
не брала с собой никаких вещей на завтрак. Папиного подарка нигде
не было. Каково же было Катино удивление, когда на следующий день она
увидела свою ручку у одноклассницы. — Настя, как здорово, что ты ее нашла! Я вчера весь класс
обыскала! — Катя подбежала к подруге и протянула руку в надежде вернуть
свою вещь. Но Настя не собиралась отдавать ручку: — Это мне вчера мама купила. Я рассказала ей про твою ручку, и мы вечером зашли в магазин. От такой наглой лжи Катя растерялась. На ручке была изображена
эмблема лондонского отеля, в котором останавливался папа, и такая ручка
не могла продаваться в обычном магазине. Катя попыталась сказать
об этом Насте, но одноклассница резко оборвала ее: — Не веришь? Спроси у моей мамы! Разговаривать с Настиной мамой Катя побоялась. А жаловаться
собственным родителям, которые накануне кражи отговаривали дочку нести
в школу броский сувенир, было неловко. Пришлось девочке расстаться
с папиным подарком. Присваивая чужие ручки, линейки и другие «мелочи», дети далеко
не всегда считают свой поступок воровством. Не сумев справиться
с желанием обладать яркой вещицей, они стремятся «легализовать»
украденное, придумывая правдоподобную историю его происхождения. Маленький воришка создает две легенды: одну для истинного хозяина
вещи, а другую — для своих родителей. Чтобы уличить ребенка
в воровстве, достаточно сопоставить эти версии. К сожалению, родители
детей, любящих присваивать чужое, не всегда обращают внимание на периодически появляющиеся у них новые игрушки или канцелярские принадлежности. Именно равнодушие мам и пап к «найденным» или «подаренным» вещам
создает у ребенка ощущение незначительности содеянного. Однако уважение
к собственности других людей — дело принципа, и границы «своего»
и «чужого» не должны меняться в зависимости от стоимости и размера
предмета. Обсуждая с ребенком чувства того, кто лишился своей вещи, предлагая
представить себя на месте пострадавшего, вы убережете ребенка
от совершения кражи. Преступление или наказание?Возвращаясь домой вместе с мамой, Никита увидел недалеко от подъезда
соседского мальчика Диму, катавшегося на новом велосипеде. Он был
на два года старше и учился в пятом классе, но никакого уважения к нему
Никита не испытывал, наоборот задирал при каждой возможности. Уж сколько раз из-за этого маму вызывали в школу, и в кабинете
директора мальчики добровольно-принудительно жали друг другу руки,
подтверждая намерение прекратить вражду! Тем не менее, через несколько
дней возникал новый конфликт. — Посмотри-ка, вон твой «друг» катается! — мама тоже заметила
Диму. — Недавно его отец новую машину купил, а потом, видимо, решил
и сыночку подарок сделать. И откуда у людей столько денег? На следующий день Никите снова пришлось побывать в кабинете
директора. У Димы пропали кроссовки, и подозрение пало на его давнего
«врага». Не выдержав давления взрослых, мальчик признался, что
действительно взял кроссовки. В качестве причины кражи он назвал желание подшутить над Димой, приведя в свое оправдание следующий аргумент: — Пусть не хвастается своими вещами! Никита утверждал, что не собирался носить чужие кроссовки, и показал место, где спрятал их, — за батареей в раздевалке. Некоторые дети выбирают воровство в качестве способа наказания
своего обидчика. Полагая, что другой ребенок недостоин обладать той или
иной вещью, воришка лишает его собственности. Руки загребущие
По статистике, кражи составляют около
60 % от всех школьных происшествий. 10 % приходится на вымогательство,
остальные 30 % — на драки. Среди украденных вещей лидируют мобильные
телефоны, на втором месте — школьные принадлежности, на третьем —
предметы одежды.Кража может быть своеобразной местью, в таком случае юный карманник
выбирает ту вещь, которой жертва больше всего дорожит. Неодобрительные
высказывания родителей в адрес более успешных и состоятельных людей
могут восприниматься детьми как негласное разрешение «грабить
награбленное». Чтобы не подогревать зависть в ребенке, не следует ставить ему
в пример других детей и акцентировать внимание на имеющихся социальных
различиях. Важно научить школьника гордиться профессиями родителей,
ценить то, что он имеет, и тогда чужие вещи станут для него менее
привлекательными. Опасная зонаКогда после тренировки по самбо Егор достал телефон, чтобы позвонить
маме, его друзья недоуменно переглянулись. Еще несколько дней назад
у мальчика был яркий и современный мобильник, а сейчас он держал
в руках громоздкий аппарат десятилетней давности. Оказалось, что
в последнее время в школе Егора у учеников стали регулярно пропадать
сотовые телефоны, поэтому родители попросили его не дразнить воров
дорогой вещью и раздобыли где-то старую модель. Друзья посочувствовали мальчику и поделились в ответ своими
историями о школьных кражах. Денис рассказал о пропаже новой куртки,
у Антона украли пенал, а Сережке пришлось проститься уже с двумя
мобильными телефонами. Какие меры следует предпринять родителям, чтобы оградить ребенка
от внимания школьных воришек? Неужели нужно одевать свое чадо
во что-нибудь неброское и покупать ему самые дешевые учебные
принадлежности? И наконец, как научить школьника строить гармоничные отношения
со сверстниками, если он им не доверяет, ни на минуту не забывая о том,
что кто-то из них может оказаться вором? Прежде всего, покажите ребенку собственным примером: не стоит
относиться к уличенным в воровстве школьникам как к законченным
преступникам. Как уже говорилось выше, мотивы детских краж гораздо
глубже и многообразнее, чем простая жажда наживы. Еще со времен Макаренко известно: поручая нечистому на руку
мальчишке ответственную покупку, можно рассчитывать на то, что
он постарается оправдать доверие. Ругая того, кто стащил у ребенка
какую-то вещь, вы лишь способствуете появлению у воришки еще большей
озлобленности и желания нарушать законы и принципы. Профилактикой
детского воровства может быть лишь проявление искреннего участия
и интереса к тем обстоятельствам, которые заставили школьника взять
чужое. Обсудите со своим ребенком ситуации, которые могут провоцировать
его сверстников на кражу. Например, в присутствии детей из неполных
семей не стоит хвалиться папиными подарками. А небрежное отношение
к вещам создает у потенциальных воришек иллюзию их ненужности хозяину.
В заключение стоит заметить, что дети нередко воруют, чтобы своим
неблаговидным поступком привлечь внимание мам и пап к своей персоне.
Школьник осознает, что брать чужие вещи плохо, но так он высказывается
против равнодушия взрослых. В любом случае родителям, столкнувшимся с детским воровством, стоит понять, в чем, собственно, их вина в такой ситуации. Мария Баулина, психолог Статья предоставлена журналом "Здоровье школьника"
1
Источник: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=9886 |