Дети и мобильный телефон: инструкция к применению
Когда
устаешь выглядывать в окна и обзванивать друзей пропавшего куда-то
ребенка, хвататься за сердце и бегать по кварталу с вопросом: "Не
видели такой девочки с косичкой?" – встает вопрос о покупке мобильного
телефона. Мобильный
телефон — вещь полезная. Мы это прекрасно понимаем, мы знаем, как им
пользоваться, и даже не задумываемся о том, что наши дети придумывают
для этой высокотехнологичной штучки совсем не те способы употребления,
о которых думаем мы. Мы почему-то полагаем, что детям известно о
телефоне все то, что и нам самим. Мы думаем, что он нужен нашим детям
для того, чтобы держать с нами связь. А они думают — он для того, чтобы
извлечь из него максимум удовольствия. Из нестыковки этих целей
произрастают конфликты и полуобморочные состояния, которых можно было
бы избежать, если бы кое о чем вовремя задуматься. Недешевая игрушкаПодруга жалуется: вот уже несколько дней сын-первоклассник атакует
вопросами: "А можно вы мне купите телефон? А у нас в классе у всех
есть. А за девяносто рублей можно телефон купить? А за триста? Ну хоть
какой-нибудь? А за сколько можно?" Пока для него это игрушка, которая у друзей есть, а у него нет. Он и
ценит телефон как набор игр: тетрис, змейка, боулинг, гонки — вот самое
главное в этой штучке! А если еще встроенная камера, то совсем хорошо.
Как средство связи телефон не представляет для него никакого интереса,
хотя он и уверяет свою мать: да он мне нужен! Чтобы я мог узнать уроки,
когда ты на телефоне висишь! Ребенку надо объяснить все: на какие кнопки нажимать, где искать адреса и сколько можно разговаривать. Однажды восьмилетний сосед явился к нам в слезах: забыл дома ключ.
Специально для таких случаев ребенок был снабжен мобильным телефоном,
но оказалось, что позвонить маме он не может: он не знал, где в памяти
телефона записан мамин номер, как его там найти и даже на какие кнопки
жать, когда телефон звонит, чтобы ответить! Единственное, что он мог
делать с телефо-ном, — играть на нем в игры. Тебя что, спрашиваю, не
учили им пользоваться? Учили, говорит, но я забыл. Через несколько дней
он позвонил нам домой — и только через двадцать минут обсуждения задачи
по математике похвастался моему сыну: а я с мобильного звоню! Мало купить ребенку телефон. Надо еще объяснить все, начиная с азов
— на какие кнопки нажимать, чтобы ответить и закончить разговор, где
искать адреса, когда заряжать аккумулятор, какие звонки дороже, какие
дешевле, сколько можно разговаривать. Удивительно, сколько денег и нервов может сэкономить каждой семье
такая команда, как "блокировка клавиатуры". Ведь не вовремя нажатая
кнопка может преподнести какой-нибудь не самый приятный сюрприз. У
знакомой девочки, например, телефон, сдавленный в заднем кармане
джинсов, когда хозяйка садилась, звонил ее матери. Та в первый раз
насмерть перепугалась: ребенок беспрестанно звонит и молчит в трубку —
похитили? Короче, читайте руководство вместе с ребенком. Есть такая функция!Дитя
постарше, одаренное телефоном, прыгает от счастья первые пять минут. А
потом оказывается, что оно рассчитывает на дорогую штучку с цветным
дисплеем, полифонией, фотокамерой, диктофоном, выходом в Интернет и
другими прибамбасами. И совершенно не в восторге от простенькой трубки,
позволяющей только звонить и писать сообщения. "У всего класса
нормальные мобильники, а у меня этот отстой!" — жалуется ребенок. Между тем очень часто с "нормальными мобильниками" в классе ходят
два-три законодателя мод, а у остальных родители помнят основное
предназначение телефона и учитывают, что их в школе теряют и крадут. Впрочем, современный школьник ценит не столько неземную красоту и
дороговизну мобильника, сколько набор функций. Ему непременно нужна
камера, WAP и GPRS, даже если он не знает, что это такое; с него
достаточно знания, что это самое — чтобы все скачивать. Самое
популярное занятие вооруженного мобильником школьника — бродить по
сервисам, которые в таком изобилии рекламируют провайдеры связи:
анекдоты, знакомства, гороскопы, мелодии, картинки, игры и так далее.
Включите какой-нибудь любимый детьми телеканал, музыкальный или
развлекательный, — сплошь реклама ринг-тонов, заставок, мобильного
флирта и мобильного секса. Провайдеры неустанно присылают извещения: "Пошли сообщение на номер
такой-то и узнай то-то!"; радиостанции устраивают SMS-голосования: кто
больше всех пришлет сообщений, тому приз. Мы, взрослые, уже научились
это игнорировать. Но наши дети — нет. Школьник ценит не столько красоту и дороговизну мобильника, сколько набор функций. На уроках, на переменах, дома — вместо обеда и уроков, вечером под
одеялом — вместо сна — наши дети жмут кнопочки, рассылая SMS-ки, и с
замиранием сердца ожидают ответа. В конце концов дитя получает
долгожданный бородатый анекдот (свежий пример из репертуара одной
мобильной компании: "А-а, за мной гонятся космические гомосеки!") или
"до-ми, ми-до" из "Бумера" и бешено радуется под одеялом. Даже не
анекдоту или мелодии, а тому, что "заработало". Носить свою радость одному скоро становится невыносимо. С родителями
не поделишься, так что начинается тайный обмен: "А мне щас анигдот
преслали". "А я с парнем познакомилась прикинь ему 23 года зовут Егор". Стоп! Вот здесь начинается уже совсем неприятное. Большинство этих
услуг опасно главным образом для нашего кармана, но знакомства — это
уже совсем другая песня. Конечно, и телефонный флирт, и коллективные
игры разработаны для целевой аудитории от 16 лет. Но современные детки
уже лет с десяти осознают себя крутой платежеспособной молодежью и
охотно ловятся на простые приманки провайдеров. Помню, до какой степени была поражена коллега, случайно найдя у
своей 13-летней Кати список мобильных знакомств с телефонами, в котором
фигурировали какие-то студенты, спортсмены, подмосковные охранники — и
с некоторыми из них продвинутое дитя и ее подружка уже успели завязать
дружбу. Детализация счета ребенка, как правило, показывает, что больше всего
денег он тратит на мелодии, картинки, анекдоты и тому подобное и
SMS-переписку. Затем идут звонки друзьям, и уже ничтожная часть
тратится на то, ради чего телефон и покупался — связь с родителями. Когда чадо теряется в пампасах — его телефон, как правило,
оказывается в отключке. Первый, и главный, совет маме в этих случаях —
не сходить с ума и не звонить в милицию и морги: три самых вероятных
варианта — телефон разрядился, потерян или деньги кончились, часа через
два ребенок вспомнит о семье и явится. Не забудьте выключить телефонВ прошлом году моя дочь-подросток со всем классом ходила в театр.
После спектакля учительница выражала недовольство поведением детей,
непрерывно славших друг другу сообщения, а дети возмущались претензиями
приставучих взрослых, которые зачем-то заставляют выключать телефон:
"Ну нереально человеку в 14 лет три часа прожить без телефона!" —
возмущенно заявила девочка из класса — ни дать ни взять министр МЧС. Некоторые родители почему-то думают, что их дети уже рождаются со
знанием простых правил этики. Им даже в голову не приходит объяснять
такие элементарные, с их точки зрения, вещи своим отпрыскам. А отпрыски
эти, как неожиданно выясняется, видят в требовании выключить телефон
самодурство взрослых и нарушение своих прав. Они умудряются болтать по
телефону на уроке, посылать на контрольных друг другу подсказки по SMS:
"У тебя че в 8 номере?" — "x квадрат". Им и в голову не приходит, что
включенный телефон на уроке, лекции или в театре — это неприлично и
непозволительно. В мире борются с этой напастью очень жестко: в Нью-Йорке пару лет
назад телефоны запретили вносить в школьные здания и хранить даже в
выключенном виде в гардеробных шкафчиках. Иначе телефон просто изымают,
невзирая на справедливое возмущение семей. Почему меня все контрлируют?Если
школа не борется с напастью, дома все-таки стоит попытаться вогнать
стихию в разумное nрусло. Читать архив SMS-сообщений ребенка все-таки
не стоит: разумеется, в нем есть интересные штрихи к портрету вашего
чада, но тайна переписки есть тайна переписки. Всякий ребенок теряет
уважение к родителю, который лезет в его дневники или письма. А вот заказать детализацию счета — совсем нелишне: в конце концов,
это ваши деньги. Но глупо было бы изучать счет самостоятельно и потом
учинять репрессии — чадо надуется и постарается лучше шифроваться, вот
и все. Посмотрите на счет вместе с ребенком, и он наверняка будет
искренне потрясен тем, какие суммы на какие глупости он тратит. Коллега из вышеприведенного примера приносила домой детализированные
счета — и свои, и дочери. В первый же месяц выяснилось, что Катя тратит
на телефон примерно втрое больше, чем мать, и львиная доля расходов
приходится на описанные выше развлечения и излишества. Поначалу Катя бунтовала. Меняла пароль доступа к счету, отменяла его
присылку, кричала со слезами: "Почему меня все контролируют?!" Кроме
того, счет показывал бурную телефонную активность после полуночи и во
время уроков. Мать заставила дочь изъять свою анкету из раздела
"Знакомства". Несколько месяцев подряд каждые две недели брала
подробный счет и садилась вместе с Катей его изучать, изыскивая резервы
экономии. Оговорила сумму, которую можно пробалтывать и проигрывать в
неделю — и какое-то время дальнейшие расходы покрывались из Катиных
карманных денег. Примерно через полгода девочка стала пользоваться
телефоном совершенно разумно, расходы сократились, нужда в постоянном
контроле отпала. Детализация счета объясняет ребенку, на что и в каком количестве он тратит деньги. Детализация счета не должна быть инструментом репрессии, вводимым,
как в этом случае, после из ряда вон выходящего события. Это нормальный
инструмент планирования, позволяющий очень наглядно объяснить ребенку,
на что и в каком количестве он тратит деньги. Прежде всего,
естественно, надо договариваться, что приемлемо, а что нет.
Договоритесь, как часто можно заказывать или скачивать мелодии или
картинки, какими сервисами можно пользоваться, а какими лучше не стоит. Эксцессы на первых порах неминуемы: ребенок, вооруженный телефоном,
все равно сунет свой нос всюду, куда дотянется, даже если и было строго
сказано "нельзя". Карать стоит не за первое, а за повторное или
систематическое нарушение договоренностей. Пусть ребенок учится
планировать свои расходы. Лучшая политика — полная открытость и
сотрудничество с ребенком, компромисс между его и вашими интересами. И наконец, посмотрите, отчего это вашего ребенка так тянет общаться
с кем попало и менять по десять мелодий в день. Если он проводит часы
за рассылкой SMS-ок, значит, ему скучно и одиноко, и никакое "сел бы
книжку почитал" эту проблему не решит. А значит, надо подыскать ему
новые впечатления, поле деятельности и круг общения вне школы. Если он
такой специалист по нажиманию кнопочек — поищите компьютерные курсы или
кружок. Ищите театральную студию, секцию, бассейн, тренинги по общению,
хорошие языковые курсы, срочно задумайтесь, чем занять свое дитя на
ближайших каникулах, откуда он будет получать впечатления, с кем
общаться, если сидит один дома, а вы на работе. Бесполезную дорогую игрушку, на которую зря уходят деньги и время,
вполне можно превратить в обыкновенное средство связи, а так-же
воспитания воли и обучения планированию. Надо только этим заняться.
Источник: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5303 |