Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS


МЕНЮ САЙТА


КАТЕГОРИИ
Интернет-урок [32]
Советы психолога [22]
Для вас, ребята! [10]
Методическая копилка [4]
Советские мультфильмы [0]
Художественные фильмы [2]
Зарубежные мультфильмы [0]
Современные русские мультфильмы [0]
Наши именинники [0]
Наши успехи [1]
Приметы осени [1]
Календарь погоды [0]
Картинная галерея [1]
Поэтическая тетрадь [1]
Оч.умелые ручки [0]
Игры онлайн [0]
Дизайнер [1]
Друзья сайта [1]
Эссе [1]
Портфолио учителя [0]
Об учителе [1]
День Здоровья [1]
Конкурсы [4]
Что должен знать ребёнок [1]
Обучение грамоте [3]
Письмо [3]
Математика [4]
ОЗОМ [0]
Рекомендации по занятиям с детьми [3]
интернет-конкурсы [0]
Поэтическая тетрадь. Зима [1]
Приметы зимы [1]
Страничка учителя [1]
Знакомьтесь, это мы [0]
Планета знаний [1]
Поиграем? [1]
Слова благодарности [1]
Расписание уроков [1]
Ералаш [9]



ФОРМА ВХОДА



ПОИСК



СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 Каталог статей
Главная » Статьи » Советы психолога

Первый раз в первый класс - что делать?

Ребёнок пошёл в первый класс. Сейчас он только-только привыкает к школе, знакомится с одноклассниками и учителем. Нуждается ли он в каком-то дополнительном внимании? Или сам привыкнет? Нужно ли как-то менять свою жизнь и отношение к ребёнку?

Прежде всего, стоит уяснить, что жизнь маленького человека сильно изменилась. Резко изменилось окружение (коллектив), резко изменился режим. В данной ситуации нельзя предполагать, что ребёнок великолепно со всем справится. Ему, естественно, нужна помощь, поддержка.

Не нужно давить. Постарайтесь в первую неделю-две сформировать режим так, чтобы он максимально подошёл к распорядку дня в школе и к темпераменту ребёнка. Нужно ли спать днём после возвращения из школы? Совершенно точно на этот вопрос ответить нельзя. Поэкспериментируйте. Захочет спать - пусть поспит. Чувствуете, что сон не так уж и нужен, что спит ребёнок по привычке - старайтесь занять, развлечь и переходите на режим только с ночным сном.

Разговаривайте с ним о школе, об уроках, об учителе или одноклассниках. Если сам рассказывает - слушайте внимательно, поддерживайте диалог. Маленькому человеку нужна поддержка, совет. Он пытается найти себя в коллективе, определиться. И если от родителя помощи не будет, он может уйти в себя или наоборот, начать проявлять себя антисоциально. И такое поведение - не только “плоды” воспитания, а ещё и результат реакции ребёнка на новую незнакомую среду.

Так что если ребёнок замкнут - это проблема родителей. Если он агрессивен по отношению к одноклассникам - это тоже проблема родителей. Но, к сожалению, некоторые родители вообще отказываются осознавать, что это их проблема. “Тихоня - привыкнет, оботрётся! Просто он очень скромный!” “Побил одноклассника - это его беда, что не мог дать сдачу моему сыну, а он у меня боевой - молодец!” Поверьте, в таких ситуациях не стоит умиляться, а нужно действовать. Иначе коллектив избавится как от тихони, так и от драчуна. И ничто не поможет - ни смена класса, учителя, ни даже школы. Потому как проблема кроется в ребёнке и в детско-родительских отношениях.

Дайте своему сыну или дочери опору. Ему нужно чувствовать, что у мамы или у папы он всегда найдёт поддержку, одобрение, критику или дельный совет. Не нужно обращаться с ним как с “маленьким”. Дети это хорошо чувствуют. И фальшь в словах родителя способна только подорвать доверие.

“Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца!” Великие слова великого поэта и человека. Помните всегда о них. Знайте, что слова зачастую меньше значат, чем личный пример.

Отношение родителей к школе, одноклассникам или учителю, как правило, передаётся и ребёнку. Копируя старших, первачок может начать высокомерно относиться к одноклассникам, неуважительно - к учителю, несерьёзно - к школе…

С высоты высшего образования человек может сказать, что начальное образование несерьёзно. (Кстати, только недалёкий человек так может сказать.) Но для ребёнка такие слова - прямое руководство к действию. Не забывайте об этом. Старайтесь заложить уважение к учителю и одноклассникам, серьёзное отношение к процессу обучения. На первом этапе это - самое главное.

Сегодня мы немного поговорили о режиме и социализации. Скоро пройдёт первый шок, улягутся страсти, сложатся впечатления. И когда это произойдёт, мы поговорим о другой стороне - учебной.

Не секрет, что у очень образованных родителей вырастают лодыри, а в “простых” семьях рождаются уникумы. Как будет учиться маленький человечек? Будет ли успевать? Что предпринять родителям в такой ситуации?

Сегодня продолжим разговор, начатый в прошлой статье цикла о школе…

Недавно я беседовал с одной молодой мамашей, которая собиралась вести сына в первый класс. У неё была возможность взять отпуск либо большей частью на август, либо на сентябрь. Я посоветовал ей не раздумывая сделать упор на сентябрь. Она начала рассказывать мне о том, какие деньги вложила в дошкольное образование ребёнка, что он чуть ли не владеет программой первого класса! СТОП!

Вот здесь скрылась главная ошибка родителей в подходе к процессу образования. Следует различать сами знания и процесс получения знаний. Эту грань, эту очень тонкую грань между двумя понятиями часто не видят даже хорошо образованные люди.

Самая главная задача первого класса, первых месяцев - научиться учиться.

Программа построена так, что в первые дни и недели ребёнок сильно не нагружается. Как правило, этого придерживается педагог со стажем. Недалёкий же учитель, желая выслужится перед родителями, показать свой “уровень”, начинает с первых же дней “прессовать” детей чтением, счётом и прочими премудростями.

Помните, что в первые дни ребёнок мало что воспринимает. У него активно походит процесс социализации. Привыкание к коллективу, режиму, занятиям происходит постепенно. И если сразу бухнуть на малыша горой информации, это не будет иметь никакого эффекта. Только усилит его эмоциональный шок.

Знающий своё дело педагог в первые дни даёт детям порисовать, поразукрашивать, больше разговаривает с детьми. Он знает, что через неделю-другую процесс усваивания информации пойдёт куда более эффективно!

Но и в последующие недели ребёнок будет учить, скорее всего, то, что уже знал до школы - примитивный счёт, алфавит, чтение. Вот тут-то нельзя расслабляться!!! Как та молодая мама, уверовавшая в великолепные способности сына. Да, он читал и считал, но всё это было в детском саду. В школе - другое. В школе иной подход к обучению, к контролю.

Зная, что ребёнок справится с “разукрашками” или рисованием палочек, родители пускают процесс подготовки домашних заданий на самотёк. Забывая, что ребёнок должен научиться учить уроки.

Процесс выполнения домашнего задания должен быть жёстко вписан в распорядок дня. Конечно, на лёгких домашних заданиях легче привыкать к распорядку! Сложности с первых дней или непомерный объём будут утомлять маленького человека. Вызовут у него боязнь. Боязнь большой и утомительной работы, боязнь совершить ошибку…

Не думайте, что если задание лёгкое, то не стоит помогать и контролировать. Это нужно делать обязательно. Каким бы лёгким задание не было.

“Доверие” ребёнку, когда родитель пускает на самотёк учебный процесс, оборачивается потом серьёзными проблемами. Ребёнок начнёт относиться к учёбе так же несерьёзно. А когда школьная программа начнёт “заползать” в те области знаний, которые ему неизвестны, произойдёт удивительное дело. “Наш хорошенький и умненький” окажется неспособным к освоению элементарных вещей. Почему? Да потому, что его не научили усваивать.

И чтобы этого не произошло, учитесь вместе с ребёнком. Учитесь вспоминать то, о чём шла речь в классе на уроках. Учитесь помогать выполнять домашние задания. Учитесь проверять домашние задания. Это не блажь. Это нужно делать для того, чтобы ребёнок привык к процессу обучения и понял, что это серьёзно. (В отличие от детского сада, где с детьми играют.)

Сам ребёнок никогда не сядет учить уроки. Не верьте тем, кто говорит, что у них ребёнок сам делает и делает всё правильно - лукавят! Навыки никогда не появятся на пустом месте. Всегда нужен пример и поддержка.

Для того, чтобы сформировать у маленького человека не только серьёзное отношение к процессу учёбы и подготовки домашних заданий, но и научить эффективно их выполнять, требуется время. И усердие. Поэтому отпуск всё же стоит брать на сентябрь. ;)

Что ж… Давайте привыкнем делать домашние задания. А потом… потом будем ориентироваться на результат!

 О школьных уроках, об отношении к образованию и, в частности, о подготовке домашних заданий…

Америки я не открою, да и не собираюсь открывать. Повторю скорее всего то, что родители услышат (услышали) от учителя на ВТОРОМ родительском собрании (по итогам первой четверти). Тем более что вторая четверть уже началась.

Вторая четверть - начало настоящей школьной работы. Игрушки, переживания, сомнения и привыкания остались позади. Возрастает нагрузка, растут требования, усложняется программа.

Главный упор делается на подготовку дома. Почему? Количество часов (почти) не увеличивается, а объём знаний к освоению возрастает. Значит “догонять” нужно дома.

Есть несколько подходов родителей к выполнению домашних заданий. Скажу, что все они правильные. Каждый выбирает СВОЙ путь. И этот путь для него и его ребёнка самый верный. Главное помнить, что задел у нас у всех уже есть - “безграмотность даётся бесплатно!” :)

Если в первую четверть родители научили ребёнка учиться - честь им и хвала. Дальше остаётся только немного проверять и помогать. Кому-то больше, а кому-то меньше. Кто-то вообще не может обойтись без помощи (контроля) взрослого. Ну, характер такой! Значит надо помогать…

Не совсем корректное отношение родителей к выполнению домашних заданий можно классифицировать так:

1. Родители полностью пускают всё на самотёк;
2. Родители ведут тотальный контроль.

Можно различить ещё какие-нибудь “группы ошибок”, но эти - самые распространённые. Это - крайности родительского поведения. Постарайтесь избегать крайностей, найти середину.

Те, кто пошёл по первому пути, рискуют получить неуча по причине лентяйства и “запускания” учёбы. Такие родители, думаю, есть во всех классах обычной общеобразовательной школы (подчёркиваю - обычной, среднестатистической). Два-три ребёнка именно так и учатся - родители считают, что за образованность чада полностью несёт ответственность учитель.

Меня это нисколько не удивляет. Ещё в позапрошлом веке была выведена статистическая закономерность - маргинальный слой общества при любом уровне его развития будет составлять 3-5%. Так было, так есть и будет. Воспримем это как данность.

Наверное, у многих из нас есть бывшие одноклассники, кто уже спился или умер в результате употребления наркотиков. У меня есть такие. Это как раз “детки” из группы, которую родители пустили на самотёк.

Родители, гоняющие, муштрующие своих детей (вторая группа) встречаются примерно с той же частотой, что родители первой группы. Ну и примерно с той же частотой в нашем обществе можно встретить маньяков, психопатов, параноиков и прочих подобных.

Я знал одну такую семью. Мать не слезала с дочери всю школу. Надо отдать должное, девочка училась отлично, но как только поступила в институт… (Формат сайта о детях не даёт мне рассказать о её поведении, начиная с 18-летнего возраста.) Драма закончилась тем, что дочь навсегда ушла из дома. Прошло уже больше 10 лет, и никто не знает, где она живёт, да и жива ли…

Не буду пугать вас плохими новостями. Есть и хорошая! :) Если Вы (да, да!!! конкретно Вы!) читаете этот сайт, эту статью, значит, ребёнок Ваш идёт по “среднему пути”. На нём и останется. И не важно, будет ли он отличником или хорошистом, он вырастет нормальным человеком. :)




Источник: http://ourkids.info/?cat=21
Категория: Советы психолога | Добавил: учитель (28.07.2009)
Просмотров: 1840 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя начальных классов Мальцевой Е.В. МБОУ "СОШ №33" п.Яйва Пермского края
ДРУЗЬЯ САЙТА
С нашими друзьями можно познакомиться на странице

Конструктор сайтов - uCoz