Ребёнок пошёл в первый класс. Сейчас он только-только привыкает к
школе, знакомится с одноклассниками и учителем. Нуждается ли он в
каком-то дополнительном внимании? Или сам привыкнет? Нужно ли как-то
менять свою жизнь и отношение к ребёнку?
Прежде всего, стоит уяснить, что жизнь маленького человека сильно
изменилась. Резко изменилось окружение (коллектив), резко изменился
режим. В данной ситуации нельзя предполагать, что ребёнок великолепно
со всем справится. Ему, естественно, нужна помощь, поддержка.
Не нужно давить. Постарайтесь в первую неделю-две сформировать режим
так, чтобы он максимально подошёл к распорядку дня в школе и к
темпераменту ребёнка. Нужно ли спать днём после возвращения из школы?
Совершенно точно на этот вопрос ответить нельзя. Поэкспериментируйте.
Захочет спать - пусть поспит. Чувствуете, что сон не так уж и нужен,
что спит ребёнок по привычке - старайтесь занять, развлечь и переходите
на режим только с ночным сном.
Разговаривайте с ним о школе, об уроках, об учителе или
одноклассниках. Если сам рассказывает - слушайте внимательно,
поддерживайте диалог. Маленькому человеку нужна поддержка, совет. Он
пытается найти себя в коллективе, определиться. И если от родителя
помощи не будет, он может уйти в себя или наоборот, начать проявлять
себя антисоциально. И такое поведение - не только “плоды” воспитания, а
ещё и результат реакции ребёнка на новую незнакомую среду.
Так что если ребёнок замкнут - это проблема родителей. Если он
агрессивен по отношению к одноклассникам - это тоже проблема родителей.
Но, к сожалению, некоторые родители вообще отказываются осознавать, что
это их проблема. “Тихоня - привыкнет, оботрётся!
Просто он очень скромный!” “Побил одноклассника - это его беда, что не
мог дать сдачу моему сыну, а он у меня боевой - молодец!” Поверьте, в
таких ситуациях не стоит умиляться, а нужно действовать. Иначе
коллектив избавится как от тихони, так и от драчуна. И ничто не поможет
- ни смена класса, учителя, ни даже школы. Потому как проблема кроется
в ребёнке и в детско-родительских отношениях.
Дайте своему сыну или дочери опору. Ему нужно чувствовать, что у
мамы или у папы он всегда найдёт поддержку, одобрение, критику или
дельный совет. Не нужно обращаться с ним как с “маленьким”. Дети это
хорошо чувствуют. И фальшь в словах родителя способна только подорвать
доверие.
“Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца!” Великие
слова великого поэта и человека. Помните всегда о них. Знайте, что
слова зачастую меньше значат, чем личный пример.
Отношение родителей к школе, одноклассникам или учителю, как
правило, передаётся и ребёнку. Копируя старших, первачок может начать
высокомерно относиться к одноклассникам, неуважительно - к учителю,
несерьёзно - к школе…
С высоты высшего образования человек может сказать, что начальное образование несерьёзно.
(Кстати, только недалёкий человек так может сказать.) Но для ребёнка
такие слова - прямое руководство к действию. Не забывайте об этом.
Старайтесь заложить уважение к учителю и одноклассникам, серьёзное
отношение к процессу обучения. На первом этапе это - самое главное.
Сегодня мы немного поговорили о режиме и социализации. Скоро пройдёт
первый шок, улягутся страсти, сложатся впечатления. И когда это
произойдёт, мы поговорим о другой стороне - учебной.
Не секрет, что у очень образованных родителей вырастают лодыри, а в
“простых” семьях рождаются уникумы. Как будет учиться маленький
человечек? Будет ли успевать? Что предпринять родителям в такой
ситуации?
Сегодня продолжим разговор, начатый в прошлой статье цикла о школе…
Недавно я беседовал с одной молодой мамашей, которая собиралась
вести сына в первый класс. У неё была возможность взять отпуск либо
большей частью на август, либо на сентябрь. Я посоветовал ей не
раздумывая сделать упор на сентябрь. Она начала рассказывать мне о том,
какие деньги вложила в дошкольное образование ребёнка, что он чуть ли
не владеет программой первого класса! СТОП!
Вот здесь скрылась главная ошибка родителей в подходе к процессу образования. Следует различать сами знания и процесс получения знаний. Эту грань, эту очень тонкую грань между двумя понятиями часто не видят даже хорошо образованные люди.
Самая главная задача первого класса, первых месяцев - научиться учиться.
Программа построена так, что в первые дни и недели ребёнок сильно не
нагружается. Как правило, этого придерживается педагог со стажем.
Недалёкий же учитель, желая выслужится перед родителями, показать свой
“уровень”, начинает с первых же дней “прессовать” детей чтением, счётом
и прочими премудростями.
Помните, что в первые дни ребёнок мало что воспринимает. У него
активно походит процесс социализации. Привыкание к коллективу, режиму,
занятиям происходит постепенно. И если сразу бухнуть на малыша горой
информации, это не будет иметь никакого эффекта. Только усилит его
эмоциональный шок.
Знающий своё дело педагог в первые дни даёт детям порисовать,
поразукрашивать, больше разговаривает с детьми. Он знает, что через
неделю-другую процесс усваивания информации пойдёт куда более
эффективно!
Но и в последующие недели ребёнок будет учить, скорее всего, то, что
уже знал до школы - примитивный счёт, алфавит, чтение. Вот тут-то
нельзя расслабляться!!! Как та молодая мама, уверовавшая в великолепные
способности сына. Да, он читал и считал, но всё это было в детском саду. В школе - другое. В школе иной подход к обучению, к контролю.
Зная, что ребёнок справится с “разукрашками” или рисованием палочек,
родители пускают процесс подготовки домашних заданий на самотёк.
Забывая, что ребёнок должен научиться учить уроки.
Процесс выполнения домашнего задания должен быть жёстко вписан в
распорядок дня. Конечно, на лёгких домашних заданиях легче привыкать к
распорядку! Сложности с первых дней или непомерный объём будут утомлять
маленького человека. Вызовут у него боязнь. Боязнь большой и
утомительной работы, боязнь совершить ошибку…
Не думайте, что если задание лёгкое, то не стоит помогать и контролировать. Это нужно делать обязательно. Каким бы лёгким задание не было.
“Доверие” ребёнку, когда родитель пускает на самотёк учебный
процесс, оборачивается потом серьёзными проблемами. Ребёнок начнёт
относиться к учёбе так же несерьёзно. А когда школьная программа начнёт
“заползать” в те области знаний, которые ему неизвестны, произойдёт
удивительное дело. “Наш хорошенький и умненький” окажется неспособным к
освоению элементарных вещей. Почему? Да потому, что его не научили усваивать.
И чтобы этого не произошло, учитесь вместе с ребёнком. Учитесь
вспоминать то, о чём шла речь в классе на уроках. Учитесь помогать
выполнять домашние задания. Учитесь проверять домашние задания. Это не
блажь. Это нужно делать для того, чтобы ребёнок привык к процессу
обучения и понял, что это серьёзно. (В отличие от детского сада, где с детьми играют.)
Сам ребёнок никогда не сядет учить уроки. Не верьте тем, кто
говорит, что у них ребёнок сам делает и делает всё правильно - лукавят!
Навыки никогда не появятся на пустом месте. Всегда нужен пример и
поддержка.
Для того, чтобы сформировать у маленького человека не только
серьёзное отношение к процессу учёбы и подготовки домашних заданий, но
и научить эффективно их выполнять, требуется время. И усердие. Поэтому
отпуск всё же стоит брать на сентябрь.
Что ж… Давайте привыкнем делать домашние задания. А потом… потом будем ориентироваться на результат!
О школьных уроках, об отношении к образованию и, в частности, о подготовке домашних заданий…
Америки я не открою, да и не собираюсь открывать. Повторю скорее
всего то, что родители услышат (услышали) от учителя на ВТОРОМ
родительском собрании (по итогам первой четверти). Тем более что вторая
четверть уже началась.
Вторая четверть - начало настоящей школьной работы. Игрушки,
переживания, сомнения и привыкания остались позади. Возрастает
нагрузка, растут требования, усложняется программа.
Главный упор делается на подготовку дома. Почему? Количество часов
(почти) не увеличивается, а объём знаний к освоению возрастает. Значит
“догонять” нужно дома.
Есть несколько подходов родителей к выполнению домашних заданий. Скажу, что все они правильные.
Каждый выбирает СВОЙ путь. И этот путь для него и его ребёнка самый
верный. Главное помнить, что задел у нас у всех уже есть -
“безграмотность даётся бесплатно!”
Если в первую четверть родители научили ребёнка учиться - честь им и
хвала. Дальше остаётся только немного проверять и помогать. Кому-то
больше, а кому-то меньше. Кто-то вообще не может обойтись без помощи
(контроля) взрослого. Ну, характер такой! Значит надо помогать…
Не совсем корректное отношение родителей к выполнению домашних заданий можно классифицировать так:
1. Родители полностью пускают всё на самотёк;
2. Родители ведут тотальный контроль.
Можно различить ещё какие-нибудь “группы ошибок”, но эти - самые
распространённые. Это - крайности родительского поведения. Постарайтесь
избегать крайностей, найти середину.
Те, кто пошёл по первому пути, рискуют получить неуча по причине
лентяйства и “запускания” учёбы. Такие родители, думаю, есть во всех
классах обычной общеобразовательной школы (подчёркиваю - обычной,
среднестатистической). Два-три ребёнка именно так и учатся - родители
считают, что за образованность чада полностью несёт ответственность
учитель.
Меня это нисколько не удивляет. Ещё в позапрошлом веке была выведена
статистическая закономерность - маргинальный слой общества при любом
уровне его развития будет составлять 3-5%. Так было, так есть и будет.
Воспримем это как данность.
Наверное, у многих из нас есть бывшие одноклассники, кто уже спился
или умер в результате употребления наркотиков. У меня есть такие. Это
как раз “детки” из группы, которую родители пустили на самотёк.
Родители, гоняющие, муштрующие своих детей (вторая группа)
встречаются примерно с той же частотой, что родители первой группы. Ну
и примерно с той же частотой в нашем обществе можно встретить маньяков,
психопатов, параноиков и прочих подобных.
Я знал одну такую семью. Мать не слезала с дочери всю школу. Надо
отдать должное, девочка училась отлично, но как только поступила в
институт… (Формат сайта о детях не даёт мне рассказать о её поведении,
начиная с 18-летнего возраста.) Драма закончилась тем, что дочь навсегда ушла из дома. Прошло уже больше 10 лет, и никто не знает, где она живёт, да и жива ли…
Не буду пугать вас плохими новостями. Есть и хорошая! Если Вы (да, да!!! конкретно Вы!)
читаете этот сайт, эту статью, значит, ребёнок Ваш идёт по “среднему
пути”. На нём и останется. И не важно, будет ли он отличником или
хорошистом, он вырастет нормальным человеком.
Источник: http://ourkids.info/?cat=21 |