Признаки отставания — начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее
решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в
результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту,
сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть
обнаружены при решении задач, чтении текстов и выслушивая объяснения
учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает
попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти
признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те
моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет
поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки
могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения
учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной
работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и
неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения,
сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила,
пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный
результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении
упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной
деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул,
доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового
текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих
вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы
об учебнике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на
какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем чтобы
предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся:
· наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
· вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
· обучающие
самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ
учитель получает материал для суждения как о результатах
деятельностисти, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой
учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного
предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные
элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить
необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности,
снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное
время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных
качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность,
настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для
успешного учения.
Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению к школьнику |
Внешние по отношению к школьнику |
Недостатки биологического разития личности |
Недостатки психического развития личности |
Недостатки воспитанности личности |
Недостатки образования личности |
Недостатки опыта влияний школы |
Недостатки влияний внешкольной среды |
а) дефекты органов чувст;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности отрицательно влияющей на учение;
г) психопатологические отклонения. |
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. |
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки в трудовой воспитанности. |
а) пробелы в знаниях, специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда. |
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.). |
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения. |
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у
учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) в средних классах, развивая указанные для младших школьников
навыки, повысить требовательность, сделать акцент на формировании у
учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.
Здесь надо особое внимание обратить на благоприятный психологический
микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся, так как для
этого возраста свойственны стремление к взрослости и повышенная
раздражительность, – следует учитывать их интересы. Важно обратить
внимание и на тщательную координацию объема домашних заданий по разным
предметам, потому что объем учебной работы, особенно в шестом классе,
специалисты считают завышенным, а у школьников этого возраста к тому же
отмечается более высокая утомляемость;
в) в старших классах представляется особо важным сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
г) во всех звеньях школы необходимо обеспечить дифференцированный
подход к мальчикам-подросткам: вовлекать их во внеклассную работу по
предмету, в лаборантские звенья при школьных кабинетах, в технические
кружки и оборонно-спортивную работу, расширять представительство
мальчиков в ученическом активе; характер отношений учителей с
мальчиками-подростками строить по линии большей предупредительности,
внимательности, выдержки, доверия, откровенности, доброжелательности, а
также учета их повышенной утомляемости и связанной с этим неровности в
поведении;
д) сконцентрировать внимание на повышении эффективности
преподавания, особенно русского языка и математики, так как от степени
овладения ими зависит успеваемость по многим другим предметам.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами
неуспеваемости, со способами изучения личности учащихся, мерами
предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по
предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их
воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и
воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию
действий педагогов с ученическим активом, родителями и общественностью
по месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих
первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных
коррегирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное
улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их
последующее самообразование.
7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний
методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать
школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением
неуспеваемости учащихся.
8. Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению
эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального
контроля за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет
результатов этой работы.
9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
1. Фамилия, имя, отчество ученика. 2. Класс. 3. По каким предметам не успевает. 4. Поведение ученика. 5. Причины плохой успеваемости. 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником. 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. 8. Сколько времени уже длится эта работа. 9. Какие изменения наблюдаются, каковы результаты работы. |
Источник: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=20060051 |